МАЛЫЙ БИЗНЕС ХАБАРОВСКА МЫСЛИТ ПЯТИ- И ТРЁХЛЕТКАМИ
На круглом столе обсудили конкурсы на размещение объектов нестационарной торговли
Конкурсы на размещение объектов летней торговли для предпринимателей в Хабаровске, которые уже заработали себе положительную репутацию у потребителей, нужно проводить на срок не в один год, как сейчас, а на три года или пять лет. К такому выводу пришли участники круглого стола в администрации города, собравшего городских чиновников и депутатов для обсуждения темы летней сезонной торговли.
Накануне ежегодного городского конкурса на размещение объектов сезонной (летней торговли) в Хабаровске вопросы её организации обсудили на заседании круглого стола в большом зале мэрии. В его работе приняли участие представители городской администрации, совета по предпринимательству при мэре города, торгово-производственных малых предприятий, которые снабжают хабаровчан свежими пирожками, булочками, мороженым, коктейлями, квасом и другой необходимой в теплое и жаркое время года продукцией.
Круглые столы с участием городской администрации и думы, а также городского сообщества — это новый формат взаимодействия, который апробируется хабаровской мэрией. В числе выступавших на круглом столе были и.о. заместителя мэра по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию Олег Тен, представители УМВД и Роспотребнадзора, как органов надзора за розничной торговлей, спикер гордумы Сергей Савков, председатель совета по предпринимательству при мэре города Александр Тишутин и другие.
Поначалу дискуссия за круглым столом носила обычный для любых заседаний отчетный характер, но тональность обсуждения резко сменилось на деловую и конструктивную, когда слово взял предприниматель-«мороженщик» Илья Амирханов. Бизнесмен, начинавший свой бизнес по торговле мороженым с двух точек продаж и превративший его в круглогодичное торгово-производственное предприятие, поделился с собравшимися в большом зале мэрии своим видением проблем с размещением торговых объектов.
По словам Ильи Амирханова, до 80 процентов дохода его компании генерируется именно в летний период. А вот выстраивать продажи и планировать бизнес приходится в условиях полной неясности, потому что каждый год места под торговлю выставляются на конкурс, и занять их можно только на один сезон. Никаких гарантий, что следующей весной твой бизнес снова выиграет уже освоенное место для торговли, нет. Из-за этой «одногодичности» малые производители не могут получить кредит в период между сезонами торговли, и каждый год, выиграв конкурс на то же место, которое предприниматель уже использовал в прошлый сезон, снова вынуждены тратить деньги на разрешения на подключения к электроэнергии и на само подключение. Таким образом у предпринимателя отбивают желание привлекать деньги и инвестировать прибыль в развитие производства.
В качестве примера другого подхода к конкурсам на размещение объектов нестационарной торговли на сезон Илья Амирханов привёл соседний Биробиджан:
— Биробиджанские власти проводят этот тендер и размещают летние торговые объекты на пятилетний срок. То есть в течение пяти лет у предпринимателей заключен договор аренды с муниципалитетом. Тогда и предприниматели уверены в завтрашнем дне, они могут инвестировать свои деньги в оборудование и развивать бизнес, обновлять свои торговые точки. В нашем случае разумным решением проблемы является переход с «однолетнего» проведения конкурса на трех- или пятилетний.
Илья также обратил внимание участников круглого стола на другие «слабые» места в нормативных документах, посвященных размещению торговли. В частности, там не предусмотрено, что сезонный объект торговли может иметь дополнительные подключения, например, к холодной и горячей воде, а следовательно, его невозможно увозить и привозить на место каждый год.
Директор ИП Бабкиной Марина Белькова, чье предприятие торгует разнообразной выпечкой, поддержала коллегу по уличной торговле: по её мнению, торговые палатки — это, скорее, расходный материал, чем оборудование, и было бы лучше, если бы на местах постоянной работы торговых точек оборудовались бы иные, более надежные и менее страдающие от дождей и ветров конструкции.
— Я сама начинала за прилавком на улице и скажу, что палатка ни покупателя, ни продавца от непогоды не защищает.
Марина Белькова вслед за Ильей Амирхановом отметила недоступность кредитного ресурса для малого предпринимательства. Она также солидаризировалась с ним в желании иметь больше постоянных мест для торговли, а не бороться каждый год за них. Впрочем, против такого подхода возражал председатель ДВОПП Евгений Шулепов, настаивающий на том, что и «новичкам» надо дать шанс для входа на рынок торговли под открытым небом.
Между тем, и ведущий круглого стола вице-мэр Валерий Лебеда, и начальник управления экономического развития Александр Анисимов согласились с главным посланием реального малого бизнеса в их адрес — сроки размещения объектов сезонной торговли необходимо дифференцировать. Должны быть конкурсы на размещение на год, на три и на пять лет, при этом требования к участникам одних и других конкурсов тоже должны быть разными. Но изменить процедуру распределения мест в сезон этого года уже не получится, а вот к следующей весне администрация города и городская дума выразили готовность к таким изменениям.
Председатель совета по предпринимательству при мэре Хабаровска Александр Тишутин, подводя итог обсуждения, напомнил, что тема нестационарной торговли в конце февраля была поднята на краевом совете (подробности этого обсуждения читайте в специальном выпуске «Деловая среда» на 2-й стр.), и призвал налоговиков, санинспекторов и полицейских активно включиться в борьбу с нелегальными торговцами, которые ведут свою деятельность без каких-либо разрешений и платежей.